Государственное
учреждение образования
«Ясли–сад № 35 г. Лида»

Советы учителя дефектолога

Рекомендации дефектолога

ПАМЯТКА для родителей:

«Волшебный мир звуков»

 (игры на развитие фонематических процессов)

 

Без полноценного восприятия звуков, без чёткого их различения, невозможно и их правильное произношение.  Вот почему, если при логопедическом обследовании устанавливается нарушение фонематического слуха, то, прежде всего, следует начать работу по его развитию.

Фонематический слух – способность к слуховому восприятию речи, звуков. Фонематический слух имеет важнейшее значение для овладения звуковой стороной языка, на его основе формируется фонематическое восприятие.

Работа по формированию фонематического восприятия в самом начале осуществляется на материале неречевых звуков. В процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки.

Дети в этих играх научатся различать высоту, силу и тембр голоса, вслушиваясь в одни и те же речевые звуки, звукосочетания, слова.

1. Развитие слухового восприятия

Игра «Тишина»

Дети, закрыв глаза, «слушают тишину». Через 1-2 минуты детям предлагается открыть глаза и рассказать, что они услышали.

Игра «Нарисуй звук»

Дети под звучание дудочки рисуют на карточках полоски: долгому звуку соответствует длинная полоса, а короткому – короткая. Затем, руководствуясь рисунками, воспроизводят по очереди звучания на инструменте.

Игра «В гору, с горки»

Пропевание гласного [а] то низким голосом (рука движется вниз), то высоким (вверх).

Игра «Эхо»

Игра служит для упражнения фонематического слуха и точности слухового восприятия. Играть можно вдвоем или большой группой.

Перед игрой взрослый обращается к детям: «Вы слышали когда-нибудь эхо? Когда вы путешествуете в горах или по лесу, проходите через арку или находитесь в большом пустом зале, вы можете повстречать эхо. То есть увидеть-то его вам, конечно, не удастся, а вот услышать — можно. Если вы скажете: «Эхо, привет!», то и оно вам ответит: «Эхо, привет!», потому что всегда в точности повторяет то, что вы ему скажете. А теперь давайте поиграем в эхо».

Затем назначают водящего – «Эхо», который и должен повторять то, что ему скажут.

Начать лучше с простых слов, затем перейти к трудным и длинным (например, «ау», «скорее», «бурелом»). Кроме того можно попробовать предложить для повторения стихотворные и прозаические фразы («Я пришел к тебе с приветом рассказать, что солнце встало!»).

 

2.Развитие слуховой памяти

Предлагаются следующие задания по развитию слуховой памяти детей дошкольного возраста.

Игра «Запомни и скажи»

Детям предлагается запомнить ряд звуков и повторить его. Сначала используются ряды только из гласных звуков, потом ряды из согласных звуков:

АОУ, ИОА, АУОИ, ЭОИА…

СЧП, КТР, ПТСМ…

Должны быть исключены сочетания гласных и согласных с целью исключения запоминания слогов.

Игра «Запомни и покажи»

1 вариант.

Ребенку предлагается прослушать ряд существительных,  а затем разложить предметные картинки с изображением данных слов в нужной последовательности. Число картинок постепенно увеличивается от 3-х до 10-ти.

2 вариант.

Ребенку зачитываются слова (4-5) и предлагается 8-10 предметных картинок. Требуется отобрать те картинки, на которых изображены названные слова. На более продвинутых этапах предлагается эти картинки разложить в нужной последовательности.

Игра «Повтори скороговорки»

Нужно попросить повторить за взрослым наизусть скороговорки, в которых количество слов увеличивается.

Наш Полкан попал в капкан. (5 слов)

Везет Сенька с Санькой Соньку на санках. (7 слов)

Три свиристели еле-еле свистели на ели. (7 слов)

Шел Шура по шоссе к Саше в шашки играть. (9 слов)

В поле затопали кони, от топота копты пыль по полю летит. (11 слов)

У Маши в каше мошка. Сложила кашу в плошку и накормила кошку. (12 слов).

Все эти игры и упражнения можно организовать и провести в домашних условиях.